Мышление и деятельность

План

1. Деятельность как способ существования людей.
2. Структура деятельности.
а) субъект деятельности
б) объект деятельности
в) цель
г) методы и средства
д) процесс
е) результат
3. Потребности деятельности:
а) биологические
б) социальные
в) идеальные
4. Виды деятельности
а) игра
б) общение
в) учение
г) труд
5. Классификация деятельности:
а) по объектам и результатам (материальная и духовная);
б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)
в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)
г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);
е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);
6. Характерные черты деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразующий характер;
в) продуктивный характер;
г) общественный характер;

 

Способность человека преобразовывать мир своими действиями ― качество, отличающее его от других живущих на Земле существ.

Деятельность ― это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами.

Признаки деятельности:

  • сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
  • продуктивный характер — направлен на получение результата (продукта);
  • преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
  • общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Именно человеческую деятельность отличает сознательность и творчество. Ее результатом должно быть создание новых материальных и духовных ценностей. Также человеческая деятельность имеет в своем основании сознательносформулированную цель и план.

Любой вид деятельности предполагает взаимосвязь компонентов. Все это мы будем называть структурой деятельности.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, мотив и средства ее достижения.

  • Субъект ― это тот, кто совершает какой-либо вид деятельности.
  • Объект ― это то, на что направлено действие.
  • Средство ― это то, что используется в процессе деятельности.
  • Цель ― это то, на что направлена деятельность.
  • Мотив ― это то, что подтолкнуло к действию, его первопричина.

Различают деятельность практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей.

Схема 3. Виды деятельности

image_description

Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее формы.

Если виды деятельности связаны с удовлетворением той или иной потребности, то формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями.

Схема 4. Формы деятельности

Труд ― процесс, в котором человек целенаправленно воздействуют на предметы природы и преобразует окружающую действительность. В процессе труда человек изменяет природные условия своей жизни, изменяет и свою собственную природу, развивает свои способности.

Учение ― осознанный и целенаправленный процесс, направленный на приобретение знаний, умений, навыков для будущей деятельности.

Игра ― форма деятельности, где отсутствует практическая целесообразность, предоставляющая индивиду возможность для самореализации.

Общение ― это форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.

Весьма специфическим видом деятельности является мышление.

Мышление ― это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Мышление радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности.

Мышление ― орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом (И.П.Павлов).

Мышление имеет две стадии:

  • допонятийная (у ребенка)
  • понятийная (формируется в 11 – 14 лет)

Допонятийная стадия — суждения единичные, о конкретном предмете. Главную роль играет память. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны.

Понятийное появляется не сразу, а постепенно. Но оно еще не совершенно в возрасте 11 – 14 лет, так как основывается только на житейском знании.

Отличительными чертами мышления являются:

  • социальная природа (для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике);
  • неразрывная связь с языком;
  • опосредованный характер (познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов);
  • личностный характер (проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении).

Стоит выделить операции, формы и типы мышления.

Наша мыслительная деятельность протекает именно с помощью логики, в структуре мышления это называется логические операции. Это наши умственные действия над воспринимаемыми предметами, явлениями, знаниями.

Операции мышления Характеристика
Анализ Расчленение сложного объекта на части, знание об отдельных элементах предмета
Сравнение Установление сходства и различий между предметами
Синтез Переход от частей к целому
Абстрагирование Выделение главных и существенных свойств и связей объекта
Обобщение Объединение предметов по их общим признакам
Конкретизация Движение от общего к частному

 

Формы помогают нам понять, как мы фиксируем результат мыслительной деятельности.

Формы мышления Характеристика
Понятие В сознании человека общих и существенных свойств предметов и явлений. Содержание понятий раскрывается в суждениях.
Суждение Отражение связей между предметами и явлениями действительности (или между их свойствами и признаками) в форме утверждения или отрицания.
Умозаключение (индукция, дедукция, аналогия) Вывод на основе нескольких суждений.

Индукция — от частных случаев к общему.

Дедукция — от общего положения к частному.

Аналогия — на основании частичного сходства между предметами дается вывод без достаточного исследования всех условий, то есть от частного к частному на основе сходства.

 

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Тип Его сущность
Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.
Понятийное (теоретическое) Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
Знаковое Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение формализованных знаний и точных наук с их искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

 

Еще одним отличием человека от животного является наличие интересов и вторичных потребностей.

Задания ЕГЭ по теме Мышление и деятельность