Особенности административной юрисдикции

План

  1. Понятие административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
  3. Субъекты административной ответственности:

а) граждане с 16 лет;

б) должностные лица (руководители организаций);

в) юридические лица.

  1. Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:

а) нарушитель;

б) потерпевший;

в) свидетели, эксперты, понятые, переводчики.

  1. Виды административных наказаний:

а) предупреждение;

б) штраф;

в) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения;

г) лишение специального права;

д) арест (до 15 суток за мелкое хулиганство);

е) выдворение за пределы России и др.

  1. Основные стадии производства по делу об административном правонарушении. Право на обжалование постановления.

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

Особенности административных правоотношений:

  • Обязательным участником является государство (его органы, должностные лица);
  • Используется императивный метод правового регулирования;
  • Стороны не равны между собой.

Органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях:

  • Суды общей юрисдикции;
  • Комиссии по делам несовершеннолетних;
  • Полиция;
  • Уголовно-исполнительные органы;
  • Налоговые органы;
  • Орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • Органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Органы, осуществляющие ветеринарный надзор;
  • Органы, осуществляющие пожарный надзор;
  • Таможенные органы;
  • Пограничные органы;
  • И другие органы.

Виды административных правонарушений:

Административные правонарушения, посягающие на права граждан:

  • Нарушение правил проведения предвыборной агитации;
  • Подкуп избирателей;
  • Незаконное использование средств для финансирования избирательной кампании;
  • Отказ от предоставления информации;
  • Подделка подписей избирателей и т.д.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность:

  • Нарушение санитарно-эпидемиологических требований;
  • Вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака;
  • Нарушение правил обращения медицинских изделий и т.д.

Административные правонарушения в области охраны собственности:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Самовольная добыча полезных ископаемых;
  • Проведение археологических работ без разрешения;
  • Мелкое хищение и т.д.

Административные правонарушения на транспорте:

  • Совершение действий, угрожающих безопасности полетов;
  • Нарушения правил плавания;
  • Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа и т.д.

Административные правонарушения в области дорожного движения:

  • Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов;
  • Превышение установленной скорости движения;
  • Нарушение правил проезда перекрестков;
  • Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства и т.д.

Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг:

  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • Нарушение сроков представления налоговой декларации;
  • Нарушение порядка представления бюджетной отчетности и т.д.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок:

  • Мелкое хулиганство;
  • Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия;
  • Производство и распространение экстремистских материалов;
  • Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
  • И другие виды правонарушений.

Особенности административной ответственности:

  • Возраст наступления административной ответственности — 16 лет;
  • Основание для привлечения — совершение административного проступка;
  • К ответственности может привлечь не только суд;
  • К ответственности могут быть привлечены и физические, и юридические лица;
  • Более простая процедура рассмотрения дела (по сравнению с уголовными преступлениями);
  • Более мягкие меры ответственности (по сравнению с уголовными преступлениями).

Административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
  • Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
  • 1) доставление(принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения);
  • 2) административное задержание(кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении). Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях 48 часов.
  • 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
  • 4) изъятие вещей и документов(допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудием совершения правонарушения и служат доказательством совершения правонарушения).
  • 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида.
  • 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
  • 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
  • 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
  • 9) привод.
  • Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
  • Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи; б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) органы внутренних дел (полиция); г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; д) налоговые органы, органы налоговой полиции; е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда; з) органы и войска пограничной службы; и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры); к) военные комиссары; л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
  • Лицо, в отношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
  • Потерпевшимявляется физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
  • В качествесвидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания.Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога, в случае необходимости – в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
  • В качествепонятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.