Государство
Государство — главный институт политической системы, единая политическая организация общества, распространяет власть на все население на закрепленной территории, имеет аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом.

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Признаки государства:
| Территориальнаяорганизация власти | (Включает государственную границу и понятие гражданства как принадлежность людей к тому или иному государству) |
| Публичный характер власти | (Все ее решения претворяются в жизнь, все действия опубликованы, донесены до граждан); |
| Суверенный характер власти | (Верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях); |
| Принудительность власти | (Применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений); |
| Исключительное право на законотворчество, создание нормативно-правовой базы
Исключительное право на взимание налогов и эмиссию (выпуск) денег. |
|
| Обязательность членства в государстве. | |
| Государство — собственник ресурсов и средств производства. | |
| Наличие государственной символики (герб, гимн, флаг). | |
Функции государства:
1. Внутренние:

2. Внешние:

II Формы государства (основные признаки, отличительные черты)
| Форма правления | Форма государственно-территориальногоустройства | Политический режим |
| Способ организации верховной государственной власти | Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией | Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления |
| Монархия | Унитарная | Демократический |
| 1. Абсолютная | 1. Однонациональная | Недемократический |
| 2. Дуалистическая | 2. Многонациональная | 1. Авторитарный |
| 3. Парламентская | 2. Тоталитарный | |
| Республика | Федеративная | |
| 1. Президентская | 1. Территориальная | |
| 2. Смешанная | 2. Национальная | |
| 3. Парламентская | 3. Конфедеративная |
Рассмотрим более подробно основные признаки, отличительные черты по каждому элементу формы государства
Виды монархий и их признаки
| Линия сравнения | Абсолютная | Дуалистическая | Парламентская(конституционная) |
| Принадлежность
законодательной власти |
Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
| Осуществление
исполнительной власти |
Монарх | Монарх | Формально – монарх, фактически — правительство |
| Назначение главы
правительства |
Монарх | Монарх | Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов |
| Ответственность
правительства |
Перед монархом | Перед монархом | Перед парламентом |
| Право роспуска
парламента |
Нет парламента | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
| Право вето монарха нарешения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
| Чрезвычайно-указноезаконодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
| Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды |
Виды республик и их признаки
| Линиисравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
| Порядок
избрания президента |
Избирается всенародным голосованием | Избирается на заседании парламента | |
| Порядок
образования правительства |
Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
| Ответственность
правительства |
Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. | Двойная ответственность: перед парламентом и частично перед президентом. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. | Перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. |
| Право роспуска
парламента у президента. |
Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента | |
| Наличие поста
премьер-министра |
Отсутствует | Существует пост премьер-министра | |
| Объем
полномочий президента |
Президент — глава государства и глава исполнительной власти | Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти поделены между президентом и правительством | Президентские полномочия номинальны. Любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность |
| Примеры
современных государств |
США, страны Латинской Америки | Австрия, Россия, Франция | Германия, Италия, Швейцария |
Формы государственно-территориального устройства
| Линии сравнения | Унитарноегосударство | Федерация | Конфедерация |
| Сущность формы
государственного территориального устройства |
Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство | Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство | Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии |
| Конституционные
(определяющие) решения |
Принимаются высшими органами власти | Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации | Принимаются высшими органами власти государств — участников |
| Ответственность
правительства |
Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству | Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства |
| Право роспуска
парламента у президента |
Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента | Президент имеет право роспуска парламента |
| Наличие постапремьер-министра | Отсутствует | Существует пост премьер-министра | Существует пост премьер-министра |
Виды политических режимов и их признаки:
| План сравнения | Демократический | Тоталитарный | Авторитарный |
| Формы | Непосредственная и представительная | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм | От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили |
| Специальнаябаза | Опора на большинство населения, сознательно поддерживающая ценности режима | Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения | Опора на традиционные социальные институты – бюрократия, армию, церковь |
| Государственное
устройство |
Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей | «Всеобщее государство», осуществляющее полный контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни |
| Партийная
система |
Многопартийность | Господство одной партии | Правящая партия огосударствлена |
| Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Её деятельность ограничена жесткими рамками |
| Правовой
принцип |
Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Всё, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
| Права и свободы
граждан |
Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
| Экономика | Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер | Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина | Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
| Идеология | Политический плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений |
| Карательныеорганы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государственного аппарата |
В заключении отметим характерные черты государства, как важнейшего политического института:




