Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время «золотым веком русской культуры». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению.
Образование и наука
В России в конце XVIII — начале XIX в. уровень образованности был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены насоздание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты. Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей.
В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство.
Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия,Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институтвосточных языков и др.
В области научных знаний в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных).
Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира.
Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии».
В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальваничсеких батарей.
Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества.
П. Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф.
Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге.
Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина — органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности.
П. П. Аносов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали.
Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии.
Профессор А. М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза.
Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803— 1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна иЮ. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю. Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях.
В 1819—1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду.
Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки.
Г. И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров, как полагали ранее.
О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску.
В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев.
Литература и театр
Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции
На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).
Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма.
В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели —декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине.
Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником сталА. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим.
В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский иМариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появилисьромантические пьесы. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 — 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина).
В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев). Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки. Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).
Архитектура и изобразительное искусство
Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма, который получил названиеампир. Характерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью.
По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов.
А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства
Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон).
Т. де Томон. Здание Биржи и ростральные колонны
Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора.
А.Н. Воронихин. Казанский собор
По проекту О. Монферрана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени.
О. Монферран. Исаакиевский собор
К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра иМихайловского дворца
К.И. Росси. Здание Сената и Синода
К.И. Росси. Здание Александринского театра
К.И. России. Здание Михайловского дворца
Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И.Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров.
О.И. Бове. Здание Большого театра
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться эклектикой илиисторизмом, одним из подвидов которого явился «русско-византийский стиль». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты.
К.А. Тон. Большой Кремлевский дворец
По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)
К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Современный вид.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.
Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
О.А. Кипренский Портрет А.С. Пушкина
Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он также написал портрет А. С. Пушкина. Особенно часто В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).
В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина
В.А. Тропинин. Кружевница
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К. П.Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи
А.А. Иванов. Явление Христа народу
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян.
А.Г. Венецианов. На пашне
Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.).
П.А. Федотов. Сватовство майора
На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник — К.Минину и Д. Пожарскому на Красной площади.
И.П. Мартос. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому
По проекту О. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г.
О. Монферран. Александровская колонна
Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I.
Б.И. Орловский. Памятник М.И. Кутузову.
Б.И. Орловский. Памятник М.Б. Барклаю де Толли
П.К. Клодт. Конная группа на Аничковом мосту
П.К. Клодт. Конная статуя Николая I
В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершилсяпроцесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры.Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.