Изменения в экономической и политической жизни после падения Крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерна не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.
Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали«серебряным веком» русской культуры.
Образование и наука
Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г. Начальноеобразование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы.
Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.
В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет.
Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты было затруднено, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские).
Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные.
В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов.
Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров.
Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе.
А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.
Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В.Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.
Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники.
Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания).
Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио).
Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы.
«Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики.
К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.
Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины.
И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии.
Нобелевские премии получили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета.
К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М.Пржевальского, Н. П. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции.
Океанограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути.
Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912—1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.
Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал фундаментальный труд «История России с древнейших времен» и множество иных работ по различным историческим проблемам.
В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).
Литература и театр
Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А.Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.
Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве.
Эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом иВ. Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой.
Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин.
К футуристам относят Д. Д. Бурлюка, В. В. Хлебникова, В. В. Маяковского, Сашу Черного.
Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.
Во второй половине XIX—начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н.Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н.Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин).
В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы.
В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.
Началась режиссерская деятельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.
Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.
Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.
Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна.
Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальнойшколы, открытой в Петербурге в 60-х годах М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.
Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым.А. В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.
Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева,организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).
Архитектура и изобразительное искусство
В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в.
В 1870 г. было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г.Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу.
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге
Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И.Суриков, В. М. Васнецов).
В.И. Суриков. Боярыня Морозова
В.М. Васнецов. Алёнушка
Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.
В.В. Верещагин. Апофеоз войны
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны французской школе импрессионизма.
В.А. Серов. Девочка с персиками
И.И. Левитан. Золотая осень
Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М. А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).
М.А. Врубель. Царевна-Лебедь
Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем
И.Я. Билибин. Жар-птица
На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры.
А.Н. Бенуа. Китайский павильон
Н.К. Рерих. Заморские гости
В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.
М.З. Шагал. Над городом
В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде).
А. Н. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину в Москве
М.М. Антокольский. Нестор-летописец
М.О. Микешин. Тысячелетие Руси.
В области архитектуры для второй половины XIX в. была характерна эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей.
По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля.
А.И. Резанов. Дворец великого князя Владимира Александровича
Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) в Москве.
В.О. Шервуд. Здание Исторического музея
Д.Н. Чичагов. Здание Городской думы
В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведеныЯрославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В. Ф.Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг),Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.
Ф.И. Шехтель. Ярославский вокзал
В.Ф. Валькот. Гостиница «Метрополь»
А.В. Щусев. Казанский вокзал
И.И. Рерберг. Киевский вокзал
Р.И. Клейн. Музей изобразительных искусств
И.В. Жолтовский. Здание Госбанка
Достижения русской культуры XIX — начала XX веков получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новыехудожественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.