Культура и быт в XVIII веке

Особенности культуры XVIII века:

  • Ускорение темпов культурного развития, связанное с развитием экономики страны.
  • Развитие светского направления в искусстве.
  • Начало формирования научных знаний.
  • Активные связи русской культуры с зарубежной.
  • Рационалистическое мировоззрение.
  • Больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Особенности культуры XVIII в. во многом определяются просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности.

Периодизация истории русской культуры XVIIII века:

  • Конец XVII — первая четверть XVIII в. — становление новой русской культуры;
  • Середина — вторая половина XVIII в. — процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и крестьянской культуры, продолжавшей носить в основном традиционный характер.

В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия —классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Образование и наука

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства.

1701 г. — в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия. Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей,позднее — горные школы.

Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

1708 г. – введение гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам.

image_description

Образец гражданского шрифта XVIII века

По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

Со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. В 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе.

В 1764 году в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была созданаАкадемия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете.

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского».

Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем.

С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки».

Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий.

В 60—70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Еще одним замечательным изобретателем был И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей — Кунсткамера (1714). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира — Эрмитажу.

image_description

Г.И. Маттарнови, С. И. Чевакинский. Здание Кунсткамеры

Собственных ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д.Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер.

Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в.

В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может».

Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. В книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

В середине — второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н. И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканцаА. Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права. Мысли Радищева были воплощены в виде произведения «Путешествие из Петербурга в Москву».

Литература и театр

Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие как А. Д. Кантемир,В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р.Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин и др.

Основным и главным родом литературы XVIII века стала драма. С развитием драмы развивалось и театральное искусство – новое явление, характерное для культуры XVIII века.

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина).

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д. С. Бортнянский.

Архитектура и изобразительное искусство

В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннегобарокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку.

Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

image_description

Д.Трезини. Летний дворец Петра I

image_description

Д.Трезини. Собор Петропавловской крепости

image_description

Д.Трезини. Здание 12 коллегий

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. была сооружена Меншиковабашня. Ее создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этой постройке элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здание напоминает дворцовое строение или башню-монумент, увенчанную крестами.

image_description

И. Зарудный. Меншикова башня

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведениеКижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

image_description

Преображенская церковь на острове Кижи

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был Б.Ф. Растрелли. Им были возведены Зимний дворец и Смольныймонастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе и др.

image_description

Б.Ф. Растрелли. Зимний дворец

image_description

Б.Ф. Растрелии. Смольный собор

image_description

Б.Ф. Растрелли. Екатерининский дворец в Царском селе

image_description

Б.Ф. Растрелли. Большой Петергофский дворец

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Во второй половине XVIII в. архитектор И. Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий соборАлександро-Невской лавры, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот Академию художеств и Гостиный двор, А.РинальдиМраморный дворец, Д. Кваренги — Академию наук и другие здания.

image_description

И. Е. Старов. Таврический дворец

image_description

И. Е. Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры

image_descriptionimage_descriptionimage_description

А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств

image_description

Ж. Б. Валлен-Деламот. Гостиный двор

image_description

А. Ринальди. Мраморный дворец

image_description

Д. Кваренги. Здание Академии наук

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженоввозвел дом Пашкова. Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу, таких как здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянскогособрания, старое здание Московского университета, а также псевдоготические узоры Петровского дворца и др.

image_description

В.И. Баженов. Дом Пашкова

image_description

М.Ф. Казаков. Здание Сената

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Так же, как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй половине — классицизм. Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли — отец знаменитого архитектора. К числу его работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицыАнны Иоанновны с арапчонком.

image_description

Б.К. Растрелли. Бюст Петра I

image_description

Б.К. Растрелли. Портретная статуя Анны Иоанновны с арапченком

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославился Ф. И. Шубин. Им созданыпортреты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, 3. П. Чернышева, императора ПавлаI.

image_description

Ф.И. Шубин. Портрет М.В. Ломоносова

Памятником А. В. Суворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизирующая победу России в Северной войне.

image_description

М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову

image_description

М.И. Козловский. Самсон

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э. М. Фальконе.

image_description

Э.М. Фальконе. Медный всадник

В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н.Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты А. М. Измайловой, Петра III, созданные художником А.П. Антроповым.

image_description

А.П. Антропов. Парадный портрет Петра III

Близок к А. П. Антропову по живописной манере И. П. Аргунов (портреты «Неизвестная крестьянка», «КалмычкаАннушка» и др.).

image_description

И. П. Аргунов. Неизвестная крестьянка

Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых.

image_description

Ф. С. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье

Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры.

image_description

Д. Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова

В образах, созданных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина и др.).

image_description

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А. П. Лосенко). Сохранились и народные картинки — лубок.

image_description

Лубок XVIII века. Мыши кота погребают

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс формирования русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX