Советская культура 1917 – 1940 гг.
Изменения в политической жизни страны не могли пройти незаметно в сфере культуры, которая так же подверглась серьезным изменениям, получившим название «культурная революция».
«Культурная революция» затронула все сферы, начиная от образования и науки и заканчивая литературой и искусством. Направления и характер изменений в культурной сфере были связаны с установками новой власти на формирование социалистической художественной культуры.
Культура периода гражданской войны
Основные черты развития культуры
Одна из главных задач советского правительства заключалась в ликвидации культурной отсталости большей части населения. Для этого была создана новая система управления культурой и специальный орган — Наркомат просвещения, который возглавил А. В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист.
Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Многие художественные объединения и представители художественной интеллигенции объявили себя представителями революционного искусства. Основной призыв был связан с разрушением литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение.
Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Основная цель — создание пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре.
Осмысление революции: А. А. Блок (поэма «Двенадцать»), В. В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К. С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде»), К. Ф. Юон («Новая планета») и др.
Монументальная пропаганда. В 1918 г. был принят декрет о монументальной пропаганде. Он предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры.
Образование и наука
Одним из важных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации безграмотности среди населения («ликбез»). До октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать.
С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования (ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы и на их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней – обучение пять лет и четыре года).
В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке.
В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму.
Результат: проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать.
Изменения в высшей школе: зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны.
Литература и искусство
Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира.
В начале 20-х годов создавались художественные объединения: возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ). Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность.
Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В. Э. Мейерхольда.
Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» и О. Д. Форш «Одеты камнем»).
Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег»).
Развитие культуры в конце 20-х — 30-е годы
Основные черты развития культуры
С конца 20-х годов — усиление контроля со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества; создание отраслевых органов управления культурой – комитетов (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Постепенно идеологический контроль за сферой культуры усиливался. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).
Образование и наука
В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей.
В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство.
Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений.
Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории.
Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.
Литература и искусство
Литература рассматривалась как основной инструмент воспитание «социалистического общества». Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. В литературе этих лет получила развитие тема труда.
В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно- художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек).
В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. В числе руководителей Союза Писателей СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Аналогично был создан Союз советских композиторов.
С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества.
Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства.
Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.
На рубеже 20—30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества.
Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев.
В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров.
В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева.
Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев и А. Т. Твардовский. Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А. А. Фадеева.
Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.).
Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.).
В художественной сфере следует упомянуть П. Д. Корина, М. В. Нестерова Р. Р. Фалька и П. Н. Филонова.
Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества.
Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).
Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы — столицы СССР — и других промышленных центров. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. д).
Русское зарубежье
Составной частью отечественной культуры 20—30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась.
Почти 2/3 общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке.
Выходили в свет книги И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова. Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.
Культура в период Великой Отечественной войны
Литература и искусство
В годы Великой Отечественной войны был резко уменьшен градус идеологического контроля в области литературы и искусства. В годы войны многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами.
Выдающиеся произведения этого периода: стихи А. Т. Твардовского, О. Ф. Берггольц и К. М. Симонова, публицистические очерки и статьи И. Г. Эренбурга, А. Н. Толстого и М. А. Шолохова, симфонии Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни А. В. Александрова, Б. А. Мокроусова, В. П. Соловьева-Седого,М. И. Блантера, И. О. Дунаевского и др.
Все творческие силы были направлены на поднятие морального духа советских граждан, укрепление у них уверенности в победе, развитие чувства национальной гордости и патриотизма.
Особую популярность в годы войны приобрел кинематограф, снимали документальные («Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин») и художественные фильмы («Зоя», «Парень из нашего города», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Два бойца» и др.).
Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы.
Большую роль в развитии агитационно-массовой работы сыграли художники, оформлявшие «Окна ТАСС», создававшие плакаты и карикатуры, известные всей стране.
Главными темами всех произведений искусства (литературы, музыки, кино и др.) стали сюжеты из героического прошлого России, а также факты, свидетельствовавшие о мужестве, верности и преданности Родине советских людей, боровшихся с врагом на фронте и на оккупированных территориях.
Отечественная культура второй половины XX века.
Культура в послевоенные годы.
Основные черты развития культуры
Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества.
Требования к работам творческой интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-хгодов по вопросам литературы и искусства.
В числе первых появилось постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946 г.). Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М. М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». М. М. Зощенко был обвинен в безыдейности, вульгарности и аполитичности. В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов.
В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным».
Культура в эпоху «оттепели»
Основные черты развития культуры
Либерализация общественно-политической жизни не могла не отразиться на развитии литературы и искусства — ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Были реабилитированы многие деятели культуры — жертвы политических репрессий; стали издаваться книги А. Веселого. П. Н. Васильева, И. Э. Бабеля и др.
Появились не издававшиеся ранее журналы «Москва», «Нева», «Иностранная литература», «Юность» и др.
Отношения главы государства с деятелями литературы и искусства складывались непросто. С одной стороны, работа по восстановлению законности, по реабилитации невинно осужденных лиц принесла Н. С. Хрущеву широкую популярность. С другой стороны, некомпетентность и категоричность в оценках творчества современных писателей и художников привела к потере им авторитета. Определенную роль в этом сыграла организованная не без ведома Н. С. Хрущева травля писателя и поэта Б. Л. Пастернака. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный к изданию в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Л. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. В том же году его исключили из состава Союза писателей СССР и вынудили отказаться от Нобелевской премии.
Образование и наука
В этот период появляются школы рабочей молодежи, которые предоставляли возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению.
В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования: срок учебы в средней школе увеличился до 11 лет, в процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной в связи с чем, в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.
Развитие науки также не стояло на месте. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону.
Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР состоялось испытание атомной бомбы под рук. И. В. Курчатова.
С большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков.
Научно-техническая революция потребовала развития отраслей научных знаний, непосредственно связанных с созданием новой техники, с использованием атомной энергии для нужд народного хозяйства. Уделялось большое внимание развитию радиофизики, электроники, теоретической физики. В 1954 г. в СССР начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии.
Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.
Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической области. Под руководством С. П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли.
4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле «Восток».
В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей.
В 1965 г. состоялся первый выход человека в космос, осуществленный летчиком-космонавтом А. А. Леоновым.
Исследователи добились значительных результатов в области кибернетики, электроники и вычислительной техники.
За труды в области квантовой электроники А. М. Прохоров и Н. Г. Басов — совместно с американским физиком Ч. Таунсом — были удостоены Нобелевской премии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л. Д. Ландау, П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк.
Литература и искусство
Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Великой Отечественной войне.
Военная тема заняла большое место в литературных произведениях, таких как «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда». К теме Отечественной войны обращались писатели «фронтового поколения»— Г. Я. Бакланов, В. В. Быков.
События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров («Подвиг разведчика» Б. В. Барнета, «Молодая гвардия» С. А. Герасимова и др.).
Росла популярность молодых поэтов-шестидесятников Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы.
Широкий резонанс общественности получил роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Н. С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (1949—1953 гг., архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков). Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций Московского и Ленинградского метрополитена (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.).
Архитектурные «излишества» присутствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству «излишества» исчезли из архитектуры.
В начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. В конце 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов.
Культура во второй половине 60-х—80-х годов
Основные черты развития культуры
Развитие культуры эпохи «застоя» носило противоречивый характер. С одной стороны, открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты, новые музеи, развивались средства массовой информации: радио, телевидение. Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу.
Снова усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры.
Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие в соответствии с установками сверху коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом («тамиздат»).
В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.
Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну. «Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства.
Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский.
На рубеже 80—90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М. С. Горбачева. В то же время часть представителей интеллигенции негативно встретила курс на перестройку. Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.
Образование и наука
В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. К концу 70-х переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен.
Сложными путями развивалась высшая школа. С одной стороны, расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности.
Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание.
В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.
Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В. А. Котельников), термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Л. Капица.
Перестройка и распад СССР привели к слому большинства сложившихся научно-производственных структур.
В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну с тем, чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.
Литература и искусство
В литературе и искусстве второй половины 60-х— конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития: официально признанная (представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями) и непризнанная (неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма).
В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М. И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. К. Аникушина).
На рубеже 60—70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В. П. Астафьева, Б. П. Можаева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города.
В жанре научной фантастики работали А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны.
Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников — И. С. Глазунова. Как и прежде, были практически неизвестны полотна художников-авангардистов 30-хгодов.
Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Целина» и «Возрождение».
Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А. П. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Годы перестройки преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И. А. Бунина, Г. В. Иванова, Д. С. Мережковского, В. Ф. Ходасевича, В. В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград».
Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Были организованы выставки художников, малоизвестных широкому кругу зрителей 80-х годов — П. Н. Филонова, В. В. Кандинского, Д. П. Штеренберга. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.
Современная российская культура
Основные черты развития культуры
Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.
Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. В 90-е годы резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культурной сферы.
Начало нового века характеризуется определенным подъемом культурной жизни, развитием меценатства – финансирования сферы культуры частными лицами, созданием негосударственных фондов, а также рядом государственных программ поддержки образования, науки и искусства.
В последние годы наблюдается тенденция в активной поддержке сферы культуры религиозными организациями, в частности, РПЦ.
В целом, современная русская культура отличается разнообразием форм и средств самовыражения, коммерциализацией и активным развитием массовой популярной («поп») культуры.
Образование и наука
Происходили значительные трансформации с системой образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными стали появляться негосударственные гимназии, лицеи, колледжи. Увеличивалась сеть негосударственных высших учебных заведений.
В 1990-х годах в связи с сокращением государственного финансирования серьезно ухудшилось состояние отечественной науки.
Продолжалась начавшаяся еще в перестроечные годы «утечка мозгов». Возникла опасность разрушения и утраты целых научных школ. Российская Академия Наук — преемница бывшей Академии Наук СССР — испытывала острую нехватку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований. Но и в этих трудных условиях многие деятели науки продолжали проводить исследования, получившие уже в XXI в. международное признание.
В 2000 г. ученый Ж. И. Алферов был удостоен Нобелевской премии по физике. В 2003 г. Нобелевскую премию получили физики В. Гинзбург и A. A. Абрикосов. Получившие физико-математическое образование в России ученые А. К. Гейм и К. С. Новоселов стали в 2010 г. лауреатами Нобелевской премии (за открытие графена).
Российский ученый Г. Я. Перельман был удостоен в 2006 г. высокой международной награды — Медали Филдса. В 2010 г. математический институт Клэя присудил Г. Перельману премию тысячелетия за доказательство гипотезы Пуанкаре. Г. Перельман является первым и единственным ученым, решившим одну из семи великих фундаментальных задач математики.
Российская наука активно участвует в международном проекте по обеспечению функционирования международной космической станции (МКС). В начале XXI в. Россия взяла на себя доставку на МКС грузов и космических экипажей.
14 декабря 2010 г. под Москвой дан старт строительству Международного инновационного центра «Сколково».
Литература и искусство
Литература 1990-х — начала XXI в. представлена различными направлениями. Реалистические произведения создавали писатели, чьи имена и произведения получили известность еще в 1970-1980-х гг. (В. П. Астафьев, Б. В. Васильев и др.).
В стиле постмодернизма, основной художественный метод которого основан на цитировании и переосмыслении уже существующего культурного опыта, созданы произведения В. Пелевина («Чапаев и пустота»).
Историко-документальные исследования в 1990-х гг. связаны с А. И. Солженицыным, вернувшимся в 1994 г. в Россию («Красное колесо» и др.).
В детективном жанре написаны романы Б. Акунина, А. Марининой, Т. Устиновой, Д. Донцовой.
Театр с конца 1990-х гг. развивается в условиях значительной свободы выбора репертуара и творческого эксперимента. Возвратившийся из-за границы режиссер Ю. П. Любимов вновь возглавил Театр драмы и комедии на Таганке. Театры Ленком (гл. реж. М. А. Захаров), Современник (гл. реж. Г. Б. Волчек), Малый театр (худ. рук. Ю. М. Соломин), МХАТ (худ. рук. О. П. Табаков) по-прежнему отличаются сильнейшим актерским составом и пользуются неизменным успехом у публики.
Кинематограф в конце 1980-х — начале 1990-х гг. переживал тяжелый кризис. Положение стало меняться к лучшему лишь к концу 1990-х гг.
Большой интерес в обществе вызвали фильмы режиссера Н.С. Михалкова («Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», «Цитадель»), С. Дружининой («Тайны дворцовых переворотов», «Гардемарины, вперед!»), П. Лунгина («Остров», «Царь»), С. Урсуляка («Жизнь и судьба», «Ликвидация»), С. Говорухина («Благословите женщину»), Ф. Бондарчука («9 рота», «Обитаемый остров», «Сталинград»). Успех у молодой зрительской аудитории имели фильмы режиссера А. Балабанова «Брат» и «Брат-2» (1997, 2000), ставшие рупором эпохи, Т. Н. Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и др.
Фильм Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем» в 1994 г. получил «Оскар» — награду американской киноакадемии. В 2014 г. фильм режиссера A. C. Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» был удостоен Серебряного Льва Св. Марка 71-го Венецианского кинофестиваля.
Оперное искусство представлено именами выдающихся исполнителей. Мировую известность получили Д. Хворостовский, А. Нетребко, X. Гердзмала.
Как и прежде, на высочайшем профессиональном уровне находится российский балет, представленный творчеством Н. Цискаридзе, Н. Ананиашвили, С. Захаровой, И. Лиепа, А. Лиепа и др.
Андрис Лиепа в 1990-х гг. возродил знаменитые балетные Русские сезоны. Спустя 100 лет после первого балетного сезона, организованного С. Дягилевым, Париж вновь рукоплескал российским солистам балета Большого и Мариинского театров. Значительную часть спектаклей, поставленных в начале XX в. Выдающимся балетмейстером М. Фокиным, удалось восстановить.
В музыкальной жизни особое место занимают музыканты Ю. Башмет (альтист и дирижер), В. Спиваков (скрипач и дирижер, создатель оркестра «Виртуозы Москвы»), дирижеры Г. Гергиев, В.Федосеев, пианисты Н. Петров, Н. Луганский, Е. Кисин, Д. Мацуев.
В скульптуре этих лет известность получило творчество В. М. Клыкова (памятники Г. К. Жукову, создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, Иоанникию и Софронию Лихудам, великой княгине Елизавете Федоровне в Москве, Сергию Радонежскому в Хотьково), М. М. Шемякина (создатель памятника Петру I в Петербурге), 3. Церетели (памятника Петру Великому в Москве).
В 1990-2014 гг. воздвигнуты памятники патриарху Гермогену (творческий коллектив под руководством художника С. Щербакова и архитектора И. Воскресенского), императору Александру I (скульптор С. Щербаков) в Александровском саду в Москве.
С конца 1990-х гг. оживилась музейная жизнь в стране. Реставрируются музейные помещения, создаются новые музеи. К 200-летию по беды россиян над наполеоновским нашествием в Москве был открыт Музей Отечественной войны 1812 г.
Успешно развивается выставочное движение. Большим успехом у россиян пользовались грандиозные выставки «Моя история. Романовы» (2013), «Моя история. Рюриковичи» (2014), «Моя история. XX век. 1914-1945. От времени потрясений к великой Победе» (2015), организованные совместными усилиями Министерства культуры Российской Федерации и Московского Патриархата.
Выставочные комплексы и площадки страны в 2014-2015 гг. подготовили экспозиции, приуроченные к 100-летию Первой мировой войны (2014) и 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (2015).
Восстанавливаются разрушенные в 1920-30-х годах храмы. В 1990-х гг. в Москве были восстановлены Казанский собор, храм Христа Спасителя.
Важную роль в современной культурной жизни играет некоммерческий телеканал «Культура». Определенное значение в современной культуре обретает меценатство.
В роли меценатов, поддерживающих театральное искусство, музейное дело, кинематограф, выступают как частные лица, так и организации, и фирмы.