Культура и быт XVI — XVII в.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях.

Литература

В XVI в. свое дальнейшее развитие получило русское летописание. К сочинениям этого жанра относятся «Летописец начала царства», «Книга Степенная царского родословия» и др. В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскуюлетопись. Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что он получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).

Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни, — «Домострой», автором которой считают Сильвестра.

Одной из важных вех в развитии русской культуры XVI века стало появление книгопечатания. В 1564 г. первопечатникомИваном Федоровым была издана первая русская книга «Апостол». Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку».

Архитектура и изобразительное искусство.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов.

Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

image_description

Церковь Вознесения в Коломенском

image_description

Собор Василия Блаженного

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Наиболее известные — Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленскийсобор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

image_description

Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре

image_description

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий (фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др.)

image_description

Фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс в литературе называют «обмирщением» культуры.

Новые идеи и обычаи с Запада проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Образование и наука

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение— Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии … до богословия». Возглавили Академию братья Лихуды. Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция СеменаДежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович.

В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература

В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (1630-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Повести (например, «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) были живым откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои.

Новыми жанрами были мемуарыЖитие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

В XVII веке был создан первый придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

Архитектура и изобразительное искусство

Широкое распространение в архитектуре XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя АлексеяМихайловича в Кремле

image_description

Теремной дворец царя Алексея Михайловича

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего названиенарышкинского или московского барокко. В этом стиле сооружены церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы вСергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн и т.п.

image_description

Церковь Покрова в Филях

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитыйдворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

image_description

Дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия былСимон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны, изображавшей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

image_description

Парсуна Фёдора Иоанновича

image_description

Парсуна Скопина-Шуйского