Культура Руси в IX-XIII веке

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.

Русская культура домонгольского периода характеризуется как средневековая культура. Для нее как любой средневековой культуры характерны следующие черты:

  • замедленность темпов развития,
  • традиционализм,
  • господство в идеологии религиозного мировоззрения,
  • накопление знаний (научного объяснения многие факты и явления еще не получили).

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется общностью христианских ценностей, определяющих тип культуры.

Значительная часть памятников русской средневековой культуры не дошла до наших дней.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западноевропейской романской традиции.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода:

  • культура восточного славянства
  • культура Киевской Руси
  • культура княжеств периода раздробленности.

Образование и наука

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Братья-миссионеры из г. Салоники Кирилл и Мефодий считаются создателями нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считает сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор.

image_description

Образец глаголического письма

image_description

Образец кириллического письма

Основные центры обучения грамоте — школы при монастырях и церквях, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяныеграмоты, на которых имеются различные свидетельства владения грамотой городского населения.

image_description

Образец берестяной грамоты

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество

От домонгольского времени до нас дошло немного книг (около 150). На данный момент древнейшей из датируемых среди них является «Остромирово Евангелие» (1056-57 гг.). Широкое распространение на Руси получила переводнаялитература как религиозного, так и светского содержания, в основном византийская и южнославянская (сербская, болгарская и т.п.). Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке (древнерусском).

Жанры древнерусской литературы:

  • летопись («Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в., «Псковская летопись», «Ипатьевская летопись», «Лаврентьевская летопись»);
  • жизнеописания русских святых  жития (одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба);
  • публицистика («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др.);
  • самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве».

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников.

Архитектура и изобразительное искусство

Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными или деревянно-земляными. Одно из первых каменных сооружений – возведенная греческими мастерами в конце X в. Десятинная церковь.

image_description

Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция.

Во время монгольского нашествия захватчики подожгли храм. В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов.

image_description

Софийский собор в Киеве. Исторический вид

image_description

Софийский собор в Киеве. Современный вид.

image_descriptionimage_description

Золотые ворота в Киеве

Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. Известно, что на территории Руси было воздвигнуто около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным.

image_description

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Различия в характере архитектуры в основном связаны с используемым строительным материалом. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани строили из плинфы (кирпича). В Новгороде самым распространенным строительным материалом был известняк.

Наиболее известные памятники Новгорода — соборы Юрьева и Антониева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

image_description

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде

image_description

Рождественский собор Антониева Монастыря в Великом Новгороде

image_description

Церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней (хотя порой и в перестроенном виде) Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на Нерли; соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского и т.п.

image_description

Золотые ворота во Владимире

image_description

Успенский собор во Владимире

image_description

Дмитриевский собор во Владимире

image_description

Церковь Покрова на Нерли

Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.

Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.

В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

image_description

Мозаика Богоматерь Оранта в Софийском соборе в Киеве

Необходимым украшением храмов были иконы. Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее).

image_description

Икона Владимирской Богоматери

С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и используемой цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было формирование древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.