Молодежь как социальная группа

План (задание 28)

Молодежь и ее роль в современном обществе.

1)   Молодежь – особая социальная группа.

2) Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:

а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;

б) молодежь — от 18 до 24 лет;

в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет.

3) Особенности молодежного возраста:

а) стремление к освоению новых социальных ролей;

б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;

в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);

г) позитивное и органичное восприятие инноваций;

д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.

4) Специфика молодежной субкультуры:

а) молодежная мода;

б) молодежная музыка и кино;

в) молодежный сленг;

5) Основные проблемы современной российской молодежи:

а) сокращение численности молодежи в структуре населения;

б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

в)  ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6) Государственная молодежная политика в РФ.

7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.

  • Молодёжь— это социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (от 16 до 25 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

Особенности социального положения молодежи:

1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);

2) переходность положения (маргинальность);

3) высокий уровень социальной мобильности;

4) активный поиск своего места в жизни;

5) наличие перспектив профессионального роста.

Социально-психологические качества молодежи:

1) внутренняя противоречивость;

2) неустойчивость психики;

3) низкий уровень толерантности;

4) стремление выделиться, отличаться от остальных;

5) специфическая молодёжная субкультура.

Самодеятельность молодежи подразделяют на следующие типы:

  • Агрессивнаясамодеятельность. Базируется на примитивных представлениях о жизненных ценностях и стремлении к самоутверждению;
  • Эпатажнаясамодеятельность. В основе лежит вызов общественному мнению, относящемуся к одежде, прическе, лексике;
  • Альтернативнаясамодеятельность. Основана на выработке альтернативных образцов поведения;
  • Социальнаясамодеятельность. Связана с решением различных социальных проблем, таких как защита окружающей среды, сохранение культурного наследия;
  • Политическаясамодеятельность. Связана с желанием изменить государственный строй в соответствии с собственными политическими взглядами.

Признаки неформальных молодежных групп:

1) возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

2) обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

3) наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом;

4) самоорганизация и независимость от официальных структур;

5) относительная устойчивость, определенная иерархия среди членов группы;

6) атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.