План
1) Понятие семьи.
2) Функции семьи:
а)репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др.
3) Права и обязанности членов семьи.
4) Виды семей: а) патриархальная, демократическая; б) много по коленная, нуклеарная.
5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др.
Признаки семьи как малой группы:
а) Немногочисленный состав членов группы
б) Устойчивый состав
в) Наличие эмоциональных отношений между членами группы и т. д.
Семья — это:
1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Формы брачно—семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:
2) кровнородственная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к одному роду, включая братьев и сестёр;
3) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы могут быть расторгнуты только по воле мужа;
4) полигиния (полигамия) — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
5) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
6) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;
7) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.
Основные функции семьи:
1) репродуктивная функция — связана с биологическим воспроизводством членов общества;
2) функция социализации — связана с формированием индивида как личности;
3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция — связана с ведением домашнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой престарелых и инвалидов;
5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
6) защитная функция — проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уверенность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохранении позитивного жизненного тонуса;
8) рекреационная (досуговая) функция — включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе организацию проведения досуга;
9) социально-статусная функция — заключается в предоставлении своим членам социального статуса, что способствует воспроизводству социальной структуры общества
Классификация семьи
Основания для
классификации |
Типы семьи | ||
По количеству
детей |
Многодетная | Малодетная | Бездетная |
По характеру распределения домашних обязанностей | Традиционная (патриархальная) — домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине.
Экономическая зависимость жены от мужа. Глава семьи — муж. Чёткое разделение семейных обязанностей — муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети присматривают за младшими. |
Нетрадиционная (эксплуататорская) — работают оба супруга, но, как и в традиционной семье, на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей. | Коллективистская (партнёрская) — обязанности выполняют супруги совместно или по очереди.
Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи. Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи. Все члены семьи доброжелательно и уважительно относятся друг к другу. |
Состав семьи | Нуклеарная (от лат.nucleus — ядро) — супружеская пара с детьми. | Расширенная (многопоколенная) — супружеская пара с детьми, и кто-то из родственников, проживающих с ними. | Неполная семья —отсутствует один из родителей. |
Характер
воспитания |
Авторитарная — основывается на авторитете родителей. | Либеральная — строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. | Демократическая — характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей. |
Тенденции развития современной семьи:
1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Семейный долг
Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.
Семейный долг — превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим.
Долг родителей перед обществом: забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития. | Долг родителей перед своими детьми: родители имеют равные права и обязанности в отношении детей — забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, защита детей во всех учреждениях. | Долг детей (особенно когда они становятся взрослыми) заботиться о своих родителях, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере. |
Ценность семьи является непреходящей. Потребность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, которую прежде всего оказывают близкие, семья.