Социальные группы

Социальная общность ― это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности:

  • Сходство условий жизнедеятельности.
  • Общность потребностей.
  • Наличие совместной деятельности.
  • Формирование собственной культуры.
  • Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Формы и виды социальных общностей

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

  • по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;
  • по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos  народ, нация);
  • по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi  якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

Виды социальных общностей:

  • Классовые общности и слои.
  • Исторические формы общности.
  • Социально-демографические общности.
  • Корпоративные общности.
  • Этнические и территориальные общности.
  • Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Социальная группа ― это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Первичная группа ― это группа, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер.

Общественный класс ― это большая социальная группа, имеющая коренные социальные интересы, различающаяся по роли во всех сферах жизнедеятельности общества (например, буржуазия и рабочие).

Типы групп:

  • Условная группа ― объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.
  • Неформальная группа ― это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса, и существует на основе личных интересов ее участников (например, клуб фанатов, поэтический кружок и т.д.).
  • Формальная группа ― социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.
  • Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций (например: работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Высшее руководство в таком случае как раз является референтной группой).
  • Малая группа ― небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
  • Большая группа ― совокупность людей, существующая в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др. Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Различают две основные стадии развития больших групп: спонтанная (например, «класс в себе») и организованная («класс для себя»); на второй стадии многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации, имеющие целью осуществление интересов данной большой группы.
  • Профессиональная группа ― объединенная по определенной принадлежности к какой-либо профессии.

Воздействие группы на человека

Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Воздействие группы на человека

Позитивное Негативное
Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм.
В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения. Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались.
От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя.
Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития. Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно(лат. conformis  подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

 

Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества ― это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.