Социальная общность ― это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки социальной общности:
- Сходство условий жизнедеятельности.
- Общность потребностей.
- Наличие совместной деятельности.
- Формирование собственной культуры.
- Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Формы и виды социальных общностей
Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:
- по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;
- по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);
- по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.
Виды социальных общностей:
- Классовые общности и слои.
- Исторические формы общности.
- Социально-демографические общности.
- Корпоративные общности.
- Этнические и территориальные общности.
- Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.
В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).
Социальная группа ― это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Первичная группа ― это группа, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер.
Общественный класс ― это большая социальная группа, имеющая коренные социальные интересы, различающаяся по роли во всех сферах жизнедеятельности общества (например, буржуазия и рабочие).
Типы групп:
- Условная группа ― объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.
- Неформальная группа ― это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса, и существует на основе личных интересов ее участников (например, клуб фанатов, поэтический кружок и т.д.).
- Формальная группа ― социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.
- Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций (например: работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Высшее руководство в таком случае как раз является референтной группой).
- Малая группа ― небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
- Большая группа ― совокупность людей, существующая в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др. Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Различают две основные стадии развития больших групп: спонтанная (например, «класс в себе») и организованная («класс для себя»); на второй стадии многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации, имеющие целью осуществление интересов данной большой группы.
- Профессиональная группа ― объединенная по определенной принадлежности к какой-либо профессии.
Воздействие группы на человека
Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Воздействие группы на человека
Позитивное | Негативное |
Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью. | Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм. |
В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения. | Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались. |
От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя. | |
Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития. | Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно(лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. |
Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества ― это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.