Социальный конфликт

План

1) Понятие о социальном конфликте./ Социальный конфликт –столкновение интересов личностей и групп.
2) Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворенность оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3) Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели.
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
4) Стадии развития межгруппового конфликта:
а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряженности;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.
5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.

Определение социального конфликта

Социальный конфликт – 1) высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов; 2) борьба индивидов или социальных групп с несовпадающими (разными и противоположными) интересами по поводу одного и того же блага (материальным – пища, одежда, нефть, лес и т. п.; экономическим – сырье, деньги, акции и т. п.; политическим – власть, должность и т. п.; юридическим – правовой статус и т. п.; духовным – национальным, религиозным, научным, эстетическим и т. п.).

 

Структура социального конфликта

Социальный конфликт состоит из трёх элементов:

  • объект конфликта (причина конфликта);
  • субъекты конфликта (их может быть два и более — это участники конфликта);
  • инцидент (повод для начала конфликта).

Для полного понимания материала можно привести несколько примеров социальных конфликтов. Одним из примеров является забастовка рабочих по причине уменьшения заработной платы. Объектом будет являться возможность, угроза уменьшения заработной платы. Субъектами являются рабочие и работодатель, который решил сократить выплаты. Инцидентом может послужить фактические выплаты заработной платы, которые будут меньше, чем рабочие ожидали.

 

Функции социальных конфликтов

  1. Позитивные:информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; коммуникативно‑информационная (люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию); созидания (конфликт часто помогает группе сплотиться); нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов); снятие социальной напряженности.
  2. Негативные:создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально‑психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Основные стадии социального конфликта: предконфликтная (конфликтная ситуация); непосредственно конфликт; разрешение конфликта (завершение инцидента, устранение причин конфликта).

 

Классификация социальных конфликтов

Социальный конфликт имеет 8 классификаций:

  • По количеству участников конфликта: внутриличностный, межличностный, межгрупповой.
  • По направленности конфликта: горизонтальные (между людьми одного уровня), вертикальные (работник против начальства), смешанные.
  • По функции социального конфликта: деструктивные, конструктивные.
  • По длительности протекания: кратковременные, затяжные.
  • По средствам разрешения: мирные или ненасильственные, вооруженные или насильственные.
  • По содержанию проблемы: экономические, политические, производственные, бытовые, духовно-нравственные и т.д.
  • По характеру развития: спонтанные (непреднамеренные), преднамеренные (заранее спланированные).
  • По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые, личные.

 

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона.

 

Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового).

Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

 

а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

 

б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны.

 

в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.