Средства массовой информации в политической системе

План

1. Функ­ции СМИ в по­ли­ти­че­ской жизни общества:

а) выбор и ком­мен­ти­ро­ва­ние информации;

б) по­ли­ти­че­ская социализация;

в) фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ствен­но­го мнения.

2. Роль СМИ в пред­вы­бор­ных кампаниях:

а) пред­вы­бор­ная агитация;

б) ин­фор­ми­ро­ва­ние о по­ли­ти­че­ских про­грам­мах пар­тий и канди-

датов;

в) пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ствие на избирателя.

3. Виды СМИ:

а) элек­трон­ные (телевидение и радиовещание);

б) бумажные;

в) Ин­тер­нет СМИ.

4. Прин­ци­пы от­бо­ра ин­фор­ма­ции СМИ.

Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

Отличительные признаки СМИ:

1) Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств.

2) Неограниченный круг потребителей.

3) Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в интернете и др.).

4) Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.

5) Движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.

Основные последствия появления СМИ в политике:

1) Прямое общение политических лидеров с населением → не­нужность участия в этом процессе политических партий → потеря значения партий в политической системе.

2) Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.

3) Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

Функции СМИ:

Функции Сущность
Информационная Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение.
Формирование общественного мнения Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.
Образование и социализация граждан Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события.
Осуществление общественного контроля за действиями власти Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, еще большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. не­подконтрольных государству.
Выражение общественных интересов Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоев населения, их потребностей и оценок, что дает власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения.
Объединение граждан Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения.