Федеративное устройство РФ

План


1. Понятие федерации. 

2. Признаки федерации: 
а) Наличие субъектов 
б) Наличие автономии у субъектов 
в) 2-Палатный Парламент 

3. Национально-территориальный принцип образования субъекта РФ: 
а) Республика 
б) Автономная область 
в) Автономный округ 

4. Территориальный принцип образования субъекта РФ: 
а) Край 
б) Область 
в) Города федерального значения 

5. Страны с федеративным устройством в современном мире. 

6. Федеративное устройство современной России.

В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.

Федеративное государство, или федерация (лат. federatio — союз, объединение) — это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью. Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлен раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий — субъектов федерации.

Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 года, а позднее нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации.

Принципы федерализма в Российской Федерации

Наименование принципа Его основное содержание
Государственная целостность Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права.
Равенство и самоопределение народов Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народов не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России.
Единство системы государственной власти Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ.
Верховенство федерального права Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.
Равенство субъектов Российской Федерации Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации.

Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов — один из принципов федеративного устройства России.

Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.

Разграничение компетенций

А) предметы ведения Федерации:

– в сфере статуса человека и гражданина (гражданство; регулирование и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; государственные награды и звания РФ и др.);

– в сфере учредительной власти и определения основ развития РФ (принятие и изменение Конституции РФ; установление основ федеральной политики; федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, культурного и национального развития РФ);

– в сфере регулирования территории РФ, обороны и внешних связей государства;

– в сфере организации государства и управления им (федеративное устройство, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба);

– в сфере экономики (федеральная государственная собственность и управление ею, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе);

– в сфере установления единых стандартов (метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет);

– в сфере правового регулирования (судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право).

Б) совместные полномочия Федерации и ее субъектов:

– в сфере статуса прав личности (защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности);

– в сфере обеспечения федерального единства (обеспечение соответствия конституций, уставов, иного законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам);

– в сфере внешних связей (координация международных и внешнеэкономических связей субъектов, выполнение международных договоров Российской Федерации);

– в сфере организации публичного управления (установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат);

– в сфере экономики (разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей);

– в сфере экологии (природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории);

– в сфере защиты от стихийных бедствий (осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий);

– в социальной и культурной сфере (охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальная защита, включая социальное обеспечение);

– в сфере правового регулирования (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды).

В) Правовой статус субъектов РФ

Субъектами Российской Федерации являются 32 национально-государственных образования (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и 57 государственно-территориальных образований (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения).

– субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство (для республик – Конституции, для всех остальных субъектов – уставы);

– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президентом РФ был создан институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах;

– принцип равноправия всех субъектов;

– отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, т. к. территория Российской Федерации включает в себя территории всех ее субъектов;

– принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную отрасли власти; государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы;

– принцип единства системы исполнительной власти в Российской Федерации;

– субъекты Федерации по предметам своего ведения осуществляют свое собственное законотворчество;

– принцип изменения статуса субъекта Федерации (взаимное согласие Российской Федерации и данного субъекта);

– республики как субъекты Российской Федерации имеют свое гражданство; другие субъекты такого права лишены;

– республики вправе устанавливать свои государственные языки;

– вхождение автономных округов в состав края или области;

– Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов Российской Федерации два города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

«Право федеральной интервенции» основано на законе вмешательства федерального правительства в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федерального законодательства, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушения прав человека, беспорядков, возникновения угрозы целостности федеративного государства, задержки налоговых и других платежей.

Законом четко определены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение. К обстоятельствам, при наличии которых законом вводится чрезвычайное положение, относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные; межконфессиональные и региональные конфликты; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. z��8″lz G�Llrz�lrz�lrz�lrz�lrz�lrz�lrz�lrz�krz�ptz�vwx�zzz�~~~�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������|||�vx|�Zj~�E^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D^|�D]|�Tf}�nt|�|||�~~~�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������|||�rv|�F^|�$L|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�»J|�h�;a�2R�@i�Bl�Bl�?h�@j�?h�@j�5X�8]�4V�Al�Bl�?h�@j�Co�?h�»Hx� Fs�@j�»J{�!Gv�@i� Ft�»J{�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�»J|�f�Bm�0N�:^�0P�0O�4U�Bl�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�#K|�»J|�f�>f�>e�=d�Bn�;`�>e�?h�=d�