Тема 1.3. Виды знаний
План (задание 28)
Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.
1) Понятие о познании./ Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2) Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3) Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
5) Знание как результат познания.
Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании.
Познание ― это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира:
Агностицизм | Скептицизм | Оптимизм |
(гр. agnostos —
недоступный познанию) |
(гр. skeptkos — рассматривающий, критикующий) | (лат. optmus — наилучший) |
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире. | Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. | Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире. |
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания.
Субъект познания ― это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом.
Объект познания ― это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир.
Схема 4. Уровни познания
Особенности чувственного познания:
- Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.
- Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
- Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Особенности рационального познания:
- опора на результаты чувственного познания;
- абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;
- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения:
Эмпиризм (от гр. empera — опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. rato — разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Схема 5. Виды познания
Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию истины.
Виды знаний:
- Обыденное (житейское)– основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).
- Мифологическое– представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.
- 3) Религиозное– акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.
- 4) Художественное– формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.
- 5) Философское– главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.
- 6) Рациональное– отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
- 7) Иррациональное– отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
- 8) Личностное (неявное)– зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
- 9) Квазинаучное– объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.
- Формы знаний:
- *Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.
- Признаки научного знания:знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.
- *Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.
- Ненаучное знание подразделяется на:
- а) донаучноезнание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); г) антинаучноезнание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д)псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.
- Процессы, связанные с знаниями:получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания.
- Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.