Рациональное экономическое поведение

 

План

  1. Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги

2) Цели потребителя:

а) получение  максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;

б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ

а) заработная плата;

б) доходы от размещения средств в банках;

в) доходы в форме дивиденда от акций;

г) пособия, пенсии, стипендии;

д) доход от предпринимательской и иной деятельности;

е) доходы, получаемые от собственности.

4) Основные права потребителя:

а) право на получение достоверное информации о товаре;

б) право на безопасное использование товара;

в) право на защиту потребительских прав.

5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.

  • Рациональное экономическое поведение –поведение субъектов экономики в сфере экономических отношений направленное исключительно на максимизацию собственной выгоды.

Рациональное поведение потребителя.

Рациональное поведение потребителя – поведение, направленное на то, чтобы на ограниченную сумму денег приобрести максимально полезный набор благ для удовлетворения потребностей. (т.е. на максимизацию полезности от использования ограниченных денежных средств).

Для того, чтобы сформировать максимально полезный набор благ, потребитель:

  • Формирует различные комбинации товаров, которые он может приобрести на имеющиеся у него деньги
  • Сравнивает полезность этих комбинаций (какая удовлетворить больше его потребностей и в более полной мере)
  • Ищет альтернативные товары со схожими качествами (товары заменители)

При этом, на выбор потребителя влияет ряд факторов:

  • Ассортимент товаров на рынке
  • Количество имеющихся денег
  • Цены на товары

Данные факторы являются ограничениям при осуществлении потребительского выбора и формировании набора благ. (Данные факторы ограничивают возможности потребителя по формированию набора благ)

Также на выбор потребителя влияют такие факторы, как:

  • Личные предпочтения потребителя
  • Мода
  • Полезность товара
  • Ограниченность товара (редкость товара)
  • Срок использования (период потребления)
  • Религиозные, Культурные, Моральные нормы принятые в обществе, и которых придерживается потребитель

Основной проблемой потребительского выбора является ограниченность дохода потребителя.

Доход потребителя – сумма денег, которую получает потребитель за определённый период времени.

Источники дохода:

  • Заработная плата
  • Прибыль от предпринимательской деятельности
  • Доход от собственности (может быть представлен в виде дохода от ценных бумаг, процентов от использования финансового капитала, дохода от физического имущества, например от сдачи в аренду помещения др…)
  • Социальный трансферты (пенсии, пособия,стипендии и другие социальные выплаты)

Потребители по-разному могут использовать свой доход. Часть дохода направляется на потребление, а часть дохода на сбережение.

Структура дохода
Потребление Сбережение
часть дохода, направляемая на приобретение благ часть дохода, которая откладывается для будущего потребления или в качестве резерва
ВАЖНО!Невозможно полностью отказаться от потребления. Всегда существует минимальный уровень необходимый для выживания (питание, медикаменты, одежда и др…) Наиболее распространенные способы сбережения:

·         Хранение денег дома

·         Открытие банковского депозита/вклада

·         Вложения в ценные бумаги

·         Вложение в драгоценные металлы

·         Вложения в недвижимость

·         Вложение в другие реальные ценности

Сумма потребления и сбережения равняется общему доходу потребителя

Принято выделить два метода оценки дохода потребителя: номинальный доход и реальный доход.

Номинальный доход потребителя – доход, выраженный в сумме денег, полученной потребителем.

Реальный доход потребителя – количество товаров, которое потребитель способен приобрести на полученную сумму денег. Т.е. реальный доход отражает номинальный доход с учётом реальной стоимости денег – т.е. с учетом инфляции.

Поведение потребителя в условиях высокой инфляции

Инфляция создает определенные сложности для потребителя. Наиболее пагубно высокая инфляция сказывается на сбережениях. Поэтому в условиях значительной инфляции можно наблюдать следующие особенности рационального поведения потребителя:

  • Увеличение потребления– потребители начинают избавляться от обесценивающихся денег путем увеличения потребления (люди покупают больше товаров, которые можно непосредственно использовать в жизнедеятельности, т.к. в условиях инфляции цены на товары будут расти, а значит «потом» людям придется покупать данные товары дороже чем «сейчас»)
  • Перевод обесценивающихся денег в более стабильные формы сбережения и накопления, неподверженные инфляции –покупка недвижимости, драгоценных металлов и других реальных ценностей
  • Перевод обесценивающихся денег в более стабильную иностранную валюту – наиболее стабильными валютами в мире считаются мировые резервные валюты, такие как доллар США, фунт стерлингов и евро.
  • Увеличение заимствований– в условиях обесценивания денег, люди могут заимствовать (например, взять в кредит) определенную сумму денег и использовать их по «сегодняшней» ценности, а потом, они будут возвращать ту же номинальную сумму денег, которая реально будет стоить гораздо меньше из-за высокой инфляции.

Рациональное поведение собственника (предпринимателя)

Рациональное поведение предпринимателя – поведение, направленное на максимизацию получаемой прибыли.

Прибыль – экономический показатель характеризующий результат деятельности компании и равный разнице выручке (дохода) и издержек (расхода).

Прибыль = Выручка — Издержки

 

Выручка (Доход) – сумма денег, полученная предприятием от реализации (продажи) произведенной продукции.

Издержки (Расход) – сумма денег, затраченная предприятием на производство продукции.

Для того чтобы повысить (Максимизировать) прибыль, предприниматель должен либо повысить выручку либо снизить издержки, либо добиться и того и другого. Рассмотрим изменения этих показателей.

Повышение выручки:

Выручка представляет собой произведение количества произведенного товара на цену данного товара, по которой он продается после производства.

Выручка = Количество проданного товарах Цена товара

Следовательно, для повышения выручки предприниматель должен добиться повышения количества проданного товара или повысить цену товара.

Повышение количества проданного товара Повышение цены товара
Инструменты, используемые для повышения количества продаваемого товара:

·         Реклама

·         Мода

·         Создание более качественных товаров

·         Отслеживание запросов потребителей

·         Освоение новых рынков (расширение аудитории)

(стоит учитывать, что данные методы могут вызывать увеличение издержек, например выделение денег на рекламу)

Действует только на товары с неэластичным с просом, т.к. действие закона спроса снизит количество продаваемого товара, что может отрицательно сказаться на получаемой прибыли.

 

Уменьшение издержек:

Для того, чтобы уменьшить издержки, предприниматель должен сделать производство более эффективным – то есть повысить производительность труда.

Методы повышения производительности труда:

      • Модернизация производства и внедрение более совершенных технологий производства
      • Повышение квалификации персонала
      • Создание системы мотивации персонала к эффективной деятельности (например, премии за хорошие результаты