План «Истина и ее критерии».
1) Понятие об истине./ Истина – идеальная цель познавательной деятельности.
2) Виды истины:
а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);
б) неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира.
3) Знание истинное и знание ложное.
4) Критерии истины:
а) практика;
б) система теоретических доказательств;
в) очевидность, соответствие здравому смыслу;
г) компетентное мнение экспертного сообщества ученых.
5) Специфика постижения научной истины на современном этапе.
Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к формированию истины.
Истина — это:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.
Выделяют несколько разновидностей истины: объективная, абсолютная, относительная.
Схема 7. Разновидности истины
Однако главным оставался вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете, если собственно сам предмет дан ему в опосредованных формах — чувственном представлении и рациональном осмыслении. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания.
Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука.
Критерии истины:
Критерий истины ― это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины:
- соответствие законам логики;
- соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
- соответствие фундаментальным законам;
- простота, экономичность формы;
- парадоксальность идеи;
- практика.
- Чувственный критерий — ощущения являются единственным источником и основанием знания.
- Логический, когда знания получаются из очевидных, принимаемых всеми суждений (разум). И, наконец, третий критерий – практический, когда происходит апробация наших знаний в деятельностном опыте человека и человечества.
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение ― это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения:
- погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному;
- некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Важно отметить, что заблуждение и ложь ― разные понятия!
Ложь ― это сознательное искажение образа объекта.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.