Образование

Тема 1.12. Образование

План

  1. Функции образования:

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

2. Система образования:

a) общее образование;

б) профессиональное образование;

в) дополнительное образование.

  1. Тенденции развития современного образования:

а) гуманизация;

б) информатизация;

в) интернационализация;

г) гуманитаризация и др.

  1. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.
  2. Ценность образования на протяжении всей жизни.

 

Система образования

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование ― это один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Самообразование ― это знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

 

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1) признание приоритетности сферы образования;

2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и т. д.

7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;

11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Функции образования

* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).

* Накопление и хранение культуры общества.

* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.

* Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.

* Введение социокультурных инноваций.

* Социальный контроль.

Общие тенденции в развитии образования:

Тенденция: Ее сущность:
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмотность, образование получило массовое распространение. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
Непрерывность образования В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Компьютеризация процесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Профилизация Профориентация, помощь при выборе специфики будущей профессии

Уровни образования:

Уровни образования в РФ
Общее образование Профессиональное образование
Дошкольное образование (до 7 лет) Среднее профессиональное образование (от 2 до 4 лет)
Начальное общее образование (1 – 4 классы) Высшее образование — бакалавриат (4 года)
Основное общее образование (5 – 9 классы) Высшее образование — специалитет (5 лет), магистратур

(2 года)

Среднее общее образование (10 – 11 классы) Высшее образование — подготовка кадров высшей

квалификации (аспирантура, докторантура)

Задания ЕГЭ по теме Образование