Наука

План

  1. Понятие науки:
    а) наука как социальный институт
    б)наука как отрасль духовного производства
    в)наука как особая система знаний
    2. Виды науки
    а) фундаментальные науки
    б) прикладные науки
    в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
    3. Специфические признаки науки
    4. Функции современной науки:
    а) Культурно-мировоззренческая
    б) Познавательно-объяснительная
    в) Прогностическая
    г) Интеграционная
    д) Социальная
    е) Производственная
    5. Развитие науки.
    6. Особенности научной картины мира.

Наука ― это особая система знаний, форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания Науки о природе: естествознание

Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки)

Науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика

Технические науки и математика

«Удаленность» от практики Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику

Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на

применение результатов научного познания для решения производственных

и социально-практических проблем

 

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.

Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.

 

 

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.

Научное познание

Научное познание ― это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основные особенности научного познания:

  • объективность добываемого знания;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения знаний;
  • универсальность;
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен,может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания:

  • Эмпирический― выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение— целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент— изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение —определение отношения измеряемой величины к
  • эталону (например, метру);
  • сравнение— выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Факт— основное понятие эмпирического познания. Он обозначает, фиксирует реальность в статусе объекта исследования. Непроверенные факты, факты с большей долей фантазии, надуманные факты и т.д. могут стать основанием для спекуляций, сомнительных выводов, заблуждений и даже лжи. Все это заставляет исследователя рассматривать факт не как цель, а как отправную точку отсчета в познании. В то же время без факто-фиксирующей деятельности подлинное познание не может осуществиться. Эту деятельность обеспечивают: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

  1. Наблюдение— это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту. К наблюдению предъявляются достаточно четкие требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за ним . Последнее.
  2. Описание— как бы продолжает наблюдение,оно является формой фиксации информации наблюдения с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.) и его завершающим этапом.
  3. Измерение— Важное место в процессе наблюдения. Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

4.Эксперемент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в «чистом виде», во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, и в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

 

  • Теоретический― выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

 

Теоретические методы научного познания имеют одну главную задачу, направленную на получение объективной конкретной истинности всего процесса. Основным подчиненным аспектом методов выступает чувственное познание. Методами теоретического познания являются :

  • анализ— процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез —соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • классификация— объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование —отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация —отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия —умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование— создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация— создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция —движение от общего к частному;
  • индукция— движение от частного (фактов) к общему утверждению.

 

Формы научного познания

Форма ― понимается как способ познания.

Формы научного познания:

  • Научныйфакт (лат. factum  сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
  • Эмпирическийзакон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
  • Проблема— осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
  • Гипотеза(гр. hypothesis  основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либоотбрасываются как заблуждение.
  • Теория(гр. theoria  наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области.

Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Методы научного познания:

Метод ― понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.

Методы научного познания:

  • Наблюдение— целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
  • Эксперимент— исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
Наблюдение Эксперимент (лат. experimentum  проба, опыт)
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования. Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования.
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств. Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств.

Задания ЕГЭ по теме наука