План
1.Понятие культура
2. Формы культуры:
а) элитарная
б)народная
в) массовая
г) экранная
3.Многообразие культур:
а)субкультуры
б)контркультуры
- Роль культуры в развитии современного общества.
Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный веками и переданный из поколения в поколение. Это научное понимание, но есть еще обыденное, о вежливом и тактичном человеке говорят как о культурном.
Стать культурным человек не может только благодаря факту рождения. Культурным человек становится, лишь усвоив ценности, нормы, правила и верования данного общества.
Культура бывает двух разновидностей материальная и духовная. Материальная включает в себя результаты производства материальных благ руками человека (то есть все предметы). Духовная культура — это производство сознания человека: знания, идеи, ценности. Материальная и духовная культуры тесно взаимосвязаны, например, без знания того, как произвести лампочку, человек не может её произвести; без идеи архитектор не построит здание или наоборот, идеи художника находят отражение на холсте, идеи писателя на бумаге. Материальная культура – это продукт экономики, а духовная культура — это продукт искусства, науки, религии, морали.
Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовая, элитарная, народная.
Признаки массовой культуры:
— приобретает всё большую популярность в условиях глобализации;
— продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий;
— много потребителей, потому что отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для большинства людей не имеющих специальной подготовки и образования;
— носит развлекательный характер и не способствует духовному росту;
— носит коммерческий характер.
Примерами массовой культуры являются: кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.
Признаки элитарной культуры:
— узкий круг ценителей и потребителей, доступна, как правило интеллигенции – людям интеллектуального труда: ученым, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т.д.;
— продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами;
— высокая культура, например, живопись Пикассо, трудна для понимания неподготовленного человека;
— носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.
Примерами элитарной культуры являются: классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского и др., классическая литература Достоевского, Шекспира и т.д., изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т.д.
Признаки народной культуры:
— создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки;
— носит локальный характер, это означает, что каждый народ имеет свою особенную народную культуру/фольклор, связанную с традициями данной местности;
— передается из поколения в поколение;
— воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным, например, рассказ, легенда; групповым, например, исполнение танца или песни; массовым, например, карнавал, масленица.
Примерами народной культуры являются: сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.
В рамках данной темы затронем понятие субкультуры. Это часть общей культуры, присущая определенной социальной группе. Выделяют молодежную субкультуру, субкультуру пожилых, профессиональную субкультуру. У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры – экранную — это культура, созданная и передаваемые с помощью компьютера. Компьютерные игры, социальные сети, это примеры экранной культуры.
Также следует сказать и о национальной культуре – ценности, нормы и образцы, характерные для одной нации, одной страны.
Мировая культура — включает в себя лучшие достижения национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Культура является одним из институтов духовной сферы. Как было сказано каждый социальный институт выполняет свои функции, направленные на удовлетворение потребностей людей.
Рассмотрим функции культуры:
- Познавательная– культура вобрала в себя весь социальный опыт множества поколений людей, следовательно, накапливает богатые знания о мире. Например, из научных книг мы узнаем истину, из книг, стихов, картин, скульптур черпаем красоту, добро.
- Информационная– культура – это огромное информационное пространство, включающее в себя мир артефактов, то есть созданных людьми предметов и явлений и мир смыслов и знаков, то есть языка, образующего тексты, содержащие информацию. Данную функцию еще называют функцией исторической преемственности, поскольку культурные ценности передаются из поколения в поколение. Например, с помощью традиций. Так, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.
- Коммуникативная функция– культура способствует общению людей, благодаря которому они усваивают культурные нормы и ценности. Да и создание, сохранение и развитие культуры возможно только при наличии общения. В результате общения происходит обмен идеями. Например, дипломатические послы различных государств встречаются, общаются, обмениваются идеями, обогащаются духовно. Здесь хочется привести известное сравнение Бернарда Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».
- Регулятивная или нормативная функциякультуры призвана обеспечить порядок в обществе. Каким образом? С помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т.д. человеку даются ориентиры в поведении. Усвоив эти нормы человек знает, как себя вести, регулирует свои действия и поведение.
- Функция социализации –каждый человек включается в определенный культурный контекст, усваивает нормы и осваивает образцы поведения, принятые и одобряемые в данном обществе. Культура также регламентирует гендерные роли мужчины и женщины.
- Компенсаторная –особая функция культуры, которая позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Например, духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (чтение книг, посещение театра, слушание музыки и т.д.), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.