Тема 1.12. Образование
План
- Функции образования:
а) передача знаний и культурного опыта общества;
б) социализация новых поколений;
в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.
2. Система образования:
a) общее образование;
б) профессиональное образование;
в) дополнительное образование.
- Тенденции развития современного образования:
а) гуманизация;
б) информатизация;
в) интернационализация;
г) гуманитаризация и др.
- Конституционные гарантии права граждан на получение образования.
- Ценность образования на протяжении всей жизни.
Система образования
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование ― это один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Самообразование ― это знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1) признание приоритетности сферы образования;
2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; включение российского образования в мировое образовательное пространство;
5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и т. д.
7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;
11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Функции образования
* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).
* Накопление и хранение культуры общества.
* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.
* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.
* Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.
* Введение социокультурных инноваций.
* Социальный контроль.
Общие тенденции в развитии образования:
Тенденция: | Ее сущность: |
Демократизация системы образования | Во многих странах ликвидирована неграмотность, образование получило массовое распространение. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются. |
Рост продолжительности образования | Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения. |
Непрерывность образования | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. |
Гуманизация образования | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям. |
Гуманитаризация образования | Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний. |
Интернационализация процесса образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем. |
Компьютеризация процесса образования | Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба. |
Профилизация | Профориентация, помощь при выборе специфики будущей профессии |
Уровни образования:
Уровни образования в РФ | |
Общее образование | Профессиональное образование |
Дошкольное образование (до 7 лет) | Среднее профессиональное образование (от 2 до 4 лет) |
Начальное общее образование (1 – 4 классы) | Высшее образование — бакалавриат (4 года) |
Основное общее образование (5 – 9 классы) | Высшее образование — специалитет (5 лет), магистратур
(2 года) |
Среднее общее образование (10 – 11 классы) | Высшее образование — подготовка кадров высшей
квалификации (аспирантура, докторантура) |
Задания ЕГЭ по теме Образование